Пожалуйста, укажите телефон
Скоро мы вам перезвоним
Это бесплатно

Оспаривание кадастровой стоимости: процедура и последствия
(Не актуально)

Проблема определения кадастровой стоимости участков земли и отдельных объектов недвижимости остается актуальной уже не первый год. Не менее интересны и возможные способы ее оспаривания.

Владельцы земельных участков и отдельных объектов заинтересованы в том, чтобы снизить кадастровую стоимость, так как она влияет на налогообложение, а также оказывает существенное влияние на выкупную стоимость участков и арендную плату по ним. При успешном оспаривании кадастровой стоимости можно снизить сумму налога, размер платы по аренде и выкупной стоимости участка в разы.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, оспаривание кадастровой стоимости можно провести двумя способами:
1
В комиссии
-споры рассматриваются быстро, на это требуется не более месяца;
-при рассмотрении спора нет никаких судебных расходов;
-если заявитель не удовлетворен решением комиссии, то его можно оспорить в судебном порядке.
2
В суде
-споры рассматриваются долго, на это требуется до полугода;
-при рассмотрении спора в суде Вы несете судебные
издержки;
-более высокая вероятность отстоять свои интересы.
При судебном рассмотрении спора по заявке от физических лиц и индивидуальных предпринимателей не требуется предварительно обращаться в комиссию. Для органов государственной власти, организаций разной формы управления, а также органов местного самоуправления этот этап является обязательным.
Перечень документов
В Комиссию и суд для рассмотрения спора необходимо представить документы в соответствии со ст. 246 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации":

-кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости по кадастру, в которой содержатся сведения об оспариваемых результатах определения стоимости;

-если заявление подает лицо, которое не обладает правами на объект недвижимости, то требуется представить копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, заверенную у нотариуса;

-документы, которые служат подтверждением недостаточности сведений об объекте недвижимости, которые использовались при определении стоимости по кадастру (если основанием для подачи заявления стала недостоверность указанных сведений);

-отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости на момент определения кадастровой стоимости, который сформирован на бумажном носителе или в виде электронного документа. Это касается случая, когда основанием для подачи заявления стала его рыночная стоимость;

-документы, которые служат в качестве подтверждения наличия кадастровой или технической ошибки. Это касается случая, когда основанием для подачи заявления стали недостоверные сведения об объекте недвижимости, послужившие базой для определения его стоимости по кадастру. (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Дополнительные документы в суд
Подача административного искового заявления в суд требует дополнительного предоставления таких документов:

-уведомление о вручении копий административного искового заявления или иные документы, которые подтверждают этот факт (либо копии документов, которые требуется направить этим лицам);

-документ о внесении платы по госпошлине;

-доверенность на представительство административного истца или иные документы, подтверждающие это;

-материалы и документы, которые служат подтверждением соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, установленного федеральным законом (при обращении юридического лица в суд).
Право на обращение с заявлением
С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости имеют физические и юридические лица, у которых есть права на собственность, постоянное пользование или пожизненное наследование владением, а также лица, чьи права и обязанности каким-то образом затрагивают результаты определения стоимости по кадастру.

Если речь идет об объектах недвижимости, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, то органы местного самоуправления или государственной власти, действия которых регламентированы соответствующими публично-правовыми образованиями, имеют право на обращение в суд по месту размещения этого объекта недвижимости с заявлением о том, что его кадастровую стоимость необходимо пересмотреть.

С заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости может обратиться его бывший собственник, если результаты кадастровой оценки затронули его права и обязанности в качестве налогоплательщика в налоговом периоде, в котором было подано заявление.

При участии в долевой собственности каждый из дольщиков самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях, поэтому его право на рассмотрение кадастровой стоимости может производиться вне зависимости от согласия остальных собственников.

Если арендная плата при аренде недвижимого имущества, принадлежащего государственным или муниципальным органам, исчисляется в соответствии с кадастровой стоимостью объекта недвижимости, то у арендаторов есть право на оспаривание в суде кадастровой стоимости.

Лицо, обладающее исключительным правом на аренду или выкуп участка земли, находящегося в собственности государства или муниципалитета, имеет право на оспаривание его кадастровой стоимости, если для исчисления его арендной платы или выкупной цены используется стоимость, прописанная в кадастре.


С 15 сентября 2015 года в качестве базового свода правил для оспаривания сведений о результатах определения кадастровой стоимости служит Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Теперь оспаривание результатов определения стоимости по кадастру производится административным истцом в суде посредством предъявления целого набора требований в Московский городской суд или Московский областной суд:

-об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости;

-об изменении стоимости по кадастру в связи с тем, что были выявлены недостоверные сведения об объекте оценки, использованные при определении стоимости по кадастру, в том числе об исправлении кадастровой или технической ошибки;

-об оспаривании действий или решения Комиссии.
Резолютивная часть
Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости либо об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости (статья 258 ГПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, абзац тридцать девятый статьи 24.18, абзацы первый и второй статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Последствия
Новая кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за период, в котором было подано заявление о пересмотре, и применяется до того, как в силу вступит порядок, прописанный в статье 5 НК РФ. Все это требует обязательного внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Для остальных целей, предусмотренных законодательством, к примеру, для определения выкупной цены и платы по аренде, исчисляемых из кадастровой стоимости, используется значение кадастровой стоимости с 1 января календарного года, в котором было подано заявление о пересмотре стоимости по кадастру.

Соответственно пункту 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» значение кадастровой стоимости, используемое для целей, предписанных в законодательстве, берется на 1 января календарного года, в котором было подано заявление о пересмотре стоимости по кадастру, но не ранее, чем в кадастр будут внесены новые сведения о стоимости, ранее служившие предметом оспаривания. Это касается ситуаций, когда решение об изменении кадастровой стоимости принималось Комиссией или судом на основе поданного заявления о пересмотре.

В пункте 1 статьи 391 НК РФ прописано, что при изменении стоимости земельного участка по кадастру по решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения или судебного решения в порядке, прописанном в федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы. В силу эти сведения вступают с периода, в котором было подано соответствующее заявление о пересмотре стоимости по кадастру, но не раньше, чем сведения об оспариваемой кадастровой стоимости будут внесены в государственный кадастр недвижимости.

Все указанные положения актуальны для отношений, которые возникли после 1 января 2015 года. Получается, что с 2015 года налоговое законодательство таково, что земельный налог можно пересчитать с 1 января того года, в котором подавалось заявление в комиссию или в суд на базе рыночной стоимости участка земли, определенной на момент определения кадастровой стоимости.


Статьи по теме
Made on
Tilda